Задачей автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП является определение скорости движения ТС до столкновения, в момент контакта и в другие моменты времени, расчета допустимой скорости движения на данном участке дороги, времени преодоления указанного участка пути, величины тормозного и остановочного пути, технической возможности предотвратить столкновение (наезд). Экспертиза после ДТП проводится также с целью установления пунктов Правил дорожного движения, которыми должны были руководствоваться водители, и определения соответствия или несоответствия действий водителей требований данных пунктов.
Экспертизу обстоятельств ДТП также называют экспертизой ДТП, механизма ДТП, условий ДТП. Экспертиза ДТП является наиболее востребованной из видов автотехнических экспертиз при установлении судом и следствие вины водителей в произошедшем ДТП. Для однозначного установления судом или следствия виновного лица необходимо поставить на разрешению эксперта корректные вопросы, на которые не только возможно получить ответ экспертным путем, но и решение которых поможет в разрешении дела. При этом важно отметить, что независимая экспертиза ДТП сможет дать интересующие ответы только при предоставлении эксперту всех административных материалов по факту ДТП и наличия исходных данных в постановлении или определении о назначении экспертизы.
Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:
- С какой скоростью двигалось транспортное средство до применения водителем торможения?
- Какова длина остановочного и тормозного пути транспортного средства?
- Имел ли водитель техническую возможность избежать столкновения путем применения экстренного торможения?
- Какими пунктами Правил дорожного движения должен был руководствоваться водитель в данной дорожно-транспортной ситуации?
- Соответствовали ли действия водителя требованиям Правил дорожного движения?
- Какова допустимая скорость движения на участке дороги с данным радиусом поворота/расстоянием видимости дороги?
- С какой минимально-допустимой дистанцией должен был двигаться автомобиль до движущегося впереди транспортного средства?
- Могли ли с технической точки зрения произойти события, описанные в объяснениях водителя?
- На каком расстоянии находился автомобиль в момент объективной возможности водителя обнаружить пешехода, появившегося из-за неподвижного объекта?
- Мог ли автомобиль преодолеть указанный участок пути за данное время?
- Кто из данных транспортных средств имел преимущественное право проезда в намеченном направлении?
- На каком расстоянии до встречного автомобиля водитель должен начать осуществление маневра обгона (объезда препятствия) для его безопасного выполнения?